| дата публикации в Электронной аптеке: 9 июня 2005 |
Конфликт и как с ним бороться
Как часто в семье,
Почему возникают симпатии и антипатии между людьми?
Почему в одном человеке нравится все, а в другом все раздражает, и
даже улыбка вызывает подозрение в неискренности? Определяет эти
чувства собственный опыт: кто - то обидел нас или ободрил, ударил
или помог в трудную минуту. В жизни невозможно без дискуссии, споров
и, естественно, конфликтов. Оскорбление чувства, достоинства
личности вызывает сильные эмоциональные переживания, которые могут
привести к кризисам. Давайте посмотрим, что происходит, если
конфликт разрешается неправильно или подавляется. Взглянем на
перечень последствий: тревога, беспомощность, смятение, одиночество,
вялость, затаенный гнев, усталость, артериальное давление,
бессонница, болезнь. А вот, что происходит, если конфликт
разрешается правильно: облегчение. Радость, покой, кипучая энергия,
здоровый сон, здоровье.
Сигналы конфликта
Кризис - сигнал достаточно
тревожный. Человек рвет связь с партнером по работе или по любви.
Явно, мы имеем дело с неразрешенным
конфликтом. Напряжение - еще один очевидный
сигнал. Если муж просит у жены передать ему солонку, а она отвечает
ему «тебе не нравится моя стряпня?», тут мы имеем дело с застарелым
конфликтом. Быть может, муж несколько раз поздно вернулся домой, а
жена пришла к определенным выводам, не имея достаточно веских на то
оснований. Быть может, вся эта история вызвана простым
недоразумением, однако, в напряженной атмосфере все это может
перерасти в конфликт. Недоразумение - мы часто
попадаем на эту удочку, делая ложные выводы из ситуации, например:
муж едет домой в переполненном транспорте, где очень много народу,
автобус внезапно тормозит и рядом стоящая женщина случайно оставляет
на рубашке вашего мужа след от губной
помады. Инцидент - какая-то мелочь может вызвать
временное волнение или раздражение, вот пример с мужем и солонкой.
Возможно из-за позднего возвращения мужа с работы, она решила не
устраивать скандала в тот момент, но невнимательность мужа заронила
зерно сомнения в ее сознание. Теперь давайте попытаемся дать общую
характеристику исходов в конфликтных ситуациях.
Исходы конфликтных
ситуаций.
Уход от конфликта. При этом
исходе говорится: «лучше об этом поговорить позже, сейчас я очень
занят». Это действительно дает возможность партнеру подумать,
взвесить все «за» и «против», остыть. Но в большинстве случаев это
лишь переносит конфликт в ближайшее будущее. Этот исход не очень
хорош, он оставляет проблему на завтрашний
день. Сглаживание конфликта, когда одна из
сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но
только I на эту минуту. Пример: жена обвиняет мужа, что он не сходил
в магазин за продуктами, а сейчас сидит и смотрит телевизор.
Обвиняемый сглаживает конфликт фразами: дорогая, ты, безусловно,
права, но инцидент, который произошел у нас на работе, меня просто
выбил из колеи. Я, как сейчас помню, что, проходя мимо магазина, я
задумался и забыл. Конечно, сглаживание не может часто или
бесконечно спасать положение, но изредка оно позволяет снять
напряженность в отношениях. Лучше всего искать компромиссное решение
конфликта. Компромисс - это открытое обсуждение
мнений, позиций, направленных на поиск решения, наиболее удобного и
приемлемого для обеих сторон. Например, жена просит мужа не курить в
квартире, так как запах сигарет раздражает ее, муж же считает себя в
праве курить в комфорте, а не на лестнице. Каждая из сторон
обосновывает свое желание, в результате обсуждения, принимается
решение, что муж может курить в квартире, но в оговоренном
месте.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ:
- ПЕРВОЕ - справедливое,
непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий конфликт
появляется оттого, что в паре, группе появляется человек, чем-то
недовольный, это инициатор конфликта. Он выступает с требованием или
претензией, обидами и ждет, как прислушаются к нему и что изменят.
Следует помнить, для того, чтобы конфликт не пошел по «неправильному
пути», нужно справедливо, и главное терпеливо отнестись к
инициатору. Сразу же с порога не осуждать, не отмахиваться, а
внимательно и доброжелательно его выслушать.
- 2
ПРАВИЛО, выявить предмет конфликта и не расширять его. Под
предметом понимается причина недовольства. Жена говорит мужу, я не
хочу, чтобы ты курил в комнате, и вообще, будь поаккуратней, всегда
мнешь одежду, пачкаешь ее пеплом. Она расширила предмет конфликта,
добавив, что муж стал таким неряхой. Итак, уточняем предмет
конфликта и сокращаем число претензий в один раз.
- 3
ПРАВИЛО, позитивная формулировка позитивной ситуации. Это
заставляет инициатора мысленно взвесить все за и против, рассчитав
возможные последствия, и самому подумать за обвиняемого о наилучшем
исходе конфликта. Например, в комнате, где муж читает или пишет,
жена включила магнитофон. Муж просит ее выключить музыку, но в то же
время не ясно, мешает ли ему именно музыка или это просто его
прихоть. При выборе правильной тактики поведения будет так: «Если я
просто сделаю потише будет ли музыка тебе мешать?»
- 4
ПРАВИЛО, эмоциональная выдержка, или тон разговора.
Естественно, реакция на любой бестактный и грубый выпад будет такая:
«Вы что, собственно говоря, себе позволяете?» или «Каким тоном вы со
мной разговариваете?» Поэтому, максимально возможный спокойный,
ровный тон, точность и продуманность аргументов.
- 5
ПРАВИЛО, самое главное, избегайте конфликтов затрагивающих
чувства собственного достоинства личности. Конфликты по мелочам, к
сожалению, часто вспыхивают в транспорте, где нечаянный толчок
перерастает в оскорбления. Или неосторожное слово на работе или
дома. Так, нечаянный обидчик мужчина, в глазах женщины может
олицетворять весь мужской род (грубый и эгоистичный). Или женщина,
нечаянно задевая самолюбие мужчины, воплощает в себе всех женщин,
которые только и существуют, чтобы досаждать мужчинам.
Мы вам
желаем как можно меньше конфликтов, если даже они и случились,
выходить из них мудро и правильно. Относитесь к людям так, как вы бы
хотели чтобы относились к вам.
МЕТОДЫ ВЫХОДА ИЗ СТРЕССОВЫХ
СИТУАЦИЙ:
- Когда человек нервничает, у
него учащается дыхание. В стрессовой, конфликтной ситуации
попробуйте дышать медленно.
- Редкое глубокое
дыхание автоматически успокоит вас. Вы увидите, что можете держать
тревогу под контролем.
- Гнев и другие сильные
эмоции часто вызывают желание перейти на крик. Иногда это помогает
«выпустить пар», но если это невозможно, попробуйте перейти на
шепот, и вы увидите, что ваш гнев сам собой куда-то
исчез.
- Научитесь расслаблять мышцы. Когда
волнуетесь, все мышцы напрягаются. В таких случаях самый лучший
выход ненадолго уединиться, сесть поудобнее и постараться поочередно
расслабить все группы мышц. Вскоре вы обнаружите, что эмоциональное
напряжение снизилось. Очень трудно оставаться рассерженным, когда
тело полностью расслаблено.
- Помните, что
физический труд лучший способ снять нервное напряжение. Только не
переусердствуйте. Вы должны остановиться, как только почувствуете
усталость, еще можно прогуляться на свежем
воздухе.
- Боль и напряжение в мышцах можно
снять с помощью массажа.
Психолог Елена Гулина
Источник официальный сайт Е.В.Ушкаленко
|
| |
|