Электронная аптекаПоиск по текстамкарта сайтаГлавная страница
главная страница уголка пациента
У Г О Л О К    П А Ц И Е Н Т А
Разделы уголка пациента
.
Инфекционные болезни
Аллергические болезни и нарушения иммунитета
Сердечно-сосудистые заболевания
Болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Болезни, связанные снарушением обмена веществ
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Кожные болезни
Заболевания нервной системы и органов чувств
Гинекологические заболевания
Заболевания мочеполовой системы
Болезни крови. Онкология
Детские болезни
.
Домашняя аптечка
.
Детская аптечка
Что делать при..?
.
.

ФОРЛАКС

Как помочь детям при ожогах (руководство для родителей)
дата публикации в Электронной аптеке: 18 апреля 2005

Как помочь детям при ожогах

(руководство для родителей)

Авторы:
Будкевич Л.И. - директор Ожогового центра при ДГКБ № 9 им. Н.Г.Сперанского
Ямаллутдинова А.А. - врач-реабилитолог
Анашкина Е.В. - детский психотерапевт
Сурикова М.И. - психотерапевт
Ченцова Г.М. - психотерапевт, психиатр.

Ожоги - достаточно частый и тяжелый вид травмы, нередко приводящий к летальному исходу. В Европе и в США в стационарном лечении нуждаются более 200 тысяч пострадавших от ожогов. В течение одного года в европейских странах погибает от термической травмы около 60-ти тысяч человек. В России в среднем ежегодно получают ожоги более 500 тысяч человек, из которых 100-110 тысяч госпитализируются. Дети составляют 25% от числа попавших в больницы.

Среди всех травматических повреждений в детском возрасте 18% приходится на термическую травму. Причем в младшем возрасте ожоги встречаются значительно чаще, чем в старшем. Это объясняется тем, что маленьким детям присуща большая подвижность и любознательность при недостаточной координации движений.

Ожоги вызываются воздействием высокой температуры, химическими веществами и электрической энергией. Температурный порог жизнеспособности тканей человека составляет 45-50°С. Под действием повреждающего агента в зоне поражения происходят патологоанатомические изменения. Если на кожу в течение непродолжительного промежутка времени воздействует термический фактор (температура 45-60°С), он вызывает расширение капилляров, замедление тока крови в них и проникновение ее жидкой части через ставшие проницаемыми стенки сосудов в окружающие ткани. Более длительное прогревание тканей при температуре выше 45-60°С ведет к свертыванию тканевых белков, которые являются составной частью живой клетки, и к гибели клетки. Концентрированные кислоты и щелочи также вызывают разрушение клеток.

Чем выше температура воздействующего фактора и продолжительнее время его воздействия, тем серьезнее вызываемые им повреждения. Поэтому ожоги от загоревшейся одежды, от действия электрического тока или горячей жидкости, длительно действующие на кожу сквозь одежду, всегда тяжелее, чем ожог на открытых частях тела.

При ожогах любого происхождения прежде всего страдают кожные покровы, реже - слизистые, подкожная жировая клетчатка, мышцы, сухожилия, кости. Если у взрослых горячие жидкости вызывают обычно поверхностные ожоги, то у маленьких детей они ведут к возникновению глубоких ожогов вследствие того, что кожа у ребенка тонкая, лишенная защитных свойств, появляющихся с возрастом.

В зависимости от глубины поражения тканей различают следующие степени ожогов:

  • ОЖОГ I СТЕПЕНИ
    - покраснение кожи и отек, исчезающие через 3-4 дня после травмы.
  • ОЖОГ II СТЕПЕНИ
    - клиническими признаками являются тонкостенные, ненапряженные и не разрушенные пузыри, заполненные прозрачным содержимым желтого цвета. Самостоятельное заживление происходит на 10-14 день.
  • ОЖОГ III А СТЕПЕНИ
    - образуются большие пузыри, часто вскрывшиеся, содержимое их жидкое или желеобразное, желтого цвета. Если пузырь разрушен, дно ожоговой раны розовой окраски, влажное, а иногда рана покрыта тонким струпом светло-желтого или коричневого оттенка. Заживление поврежденной поверхности осуществляется на 3-6 неделе с момента травмы.
  • ОЖОГ III Б СТЕПЕНИ
    - поражение всех слоев кожи, а иногда и подкожно-жировой клетчатки. Клинически диагностируются пузыри, наполненные содержимым с примесью крови. Если пузырь разрушен, то дно раны сухое, тусклое, белесоватое, иногда с мраморным рисунком. Нередко образуется струп более плотный, чем при ожогах III А степени, темный, иногда серый или коричневый. Самостоятельное восстановление целостности кожных покровов возможно лишь при небольшой площади раны с помощью рубца и эпителизации раны.
  • ОЖОГ IV СТЕПЕНИ
    - повреждение не только кожи и подкожно-жировой клетчатки, но и подлежащих анатомических образований: сухожилий, мышц, вплоть до кости. Образуется плотный коричневый или черный струп, сквозь который могут просвечивать тромбированные поверхностные вены. Вокруг струпа быстро нарастает отек мягких тканей, распространяющийся далеко за пределы поражения. Заживление глубоких ожогов возможно лишь после расплавления и отторжения омертвевших тканей. Этот процесс может длиться до 4-х недель. После отхождения струпа рана заполняется грануляционной тканью, которая постепенно превращается в рубцовую. Такие ожоги заживают самостоятельно в течение полутора - нескольких месяцев.
Ожоги I, II, III А степени, при которых возможно самостоятельное восстановление целостности кожных покровов, называются поверхностными, ожоги III Б - IV степени, заживающие путем образования рубца, - глубокими ожогами. Точно определить глубину ожога в первые часы и дни после травмы трудно.

Обширные глубокие ожоги кожи горячими жидкостями, пламенем сопровождаются сильнейшими болевыми ощущениями и тяжелыми расстройствами различных органов и тканей. Это явилось основанием для формирования понятия "ожоговая болезнь".

Ожоги опасны по нескольким причинам. Во-первых, они причиняют сильную боль, тем самым нанося психическую травму ребенку. Во-вторых, обширные термические поражения являются причиной тяжелых, а в ряде случаев необратимых изменений во всем организме пострадавшего, которые могут даже привести к гибели, несмотря на своевременную и интенсивную терапию. Кроме того, глубокие разрушения тканей приводят к образованию деформирующих рубцов, рубцовых контрактур, которые обезображивают ребенка, ведут к ограничению движений в суставах, а иногда обуславливают нарушение роста костей.

Таким образом, дети после перенесенной ожоговой травмы могут стать инвалидами на всю жизнь.



ПЕРВАЯ ПОМОШЬ

! Первая задача при оказании помощи пострадавшим - прекратить действие повреждающего агента.

! При ожогах пламенем нужно потушить горящую одежду, вынести обожженного из зоны повышенной температуры или задымления.

! При ожогах горячими жидкостями - быстро и осторожно удалить одежду с области ожогов. Если есть возможность, обязательно погрузить обожженные участки тела в холодную воду или подставить их под струю холодной водопроводной воды в течение 5-8 минут.

! Первая помощь пострадавшему от электрического тока заключается в освобождении ребенка от действия тока. Необходимо оттянуть его от источника электричества. Если в руках ребенка находится свободно висящий провод, то следует вырвать его.
При оказании помощи пострадавшему от тока высокого напряжения нужно предварительно надеть резиновую обувь и перчатки!

Чтобы избежать вторичного инфицирования, на ожоговую рану необходимо наложить антисептическую повязку или завернуть ребенка в чистую, проглаженную горячим утюгом пеленку или простыню.

Нецелесообразно в домашних условиях обрабатывать чем-либо ожоговую поверхность, так как это может усилить болевые ощущения и углубить ожоги.

Не следует применять масло, кремы, различные мази или жидкости. Поверхность раны должна быть чистой, изолированной от внешней среды по возможности стерильной тканью. Для этой цели можно использовать и полиэтиленовую кухонную пленку, применяемую для хранения пищевых продуктов. Обработав таким образом ожоговые раны, необходимо срочно доставить пострадавшего в больницу.

! Не следует прибегать к самолечению. Ребенок с ожогами должен находиться под наблюдением врача.

! Если ребенок получил небольшой по площади ожог в дневное время, то родителям необходимо обратиться к хирургу в поликлинику по месту жительства, в вечернее и ночное время - в больницу, где есть хирургическое отделение. Дети с обширными поражениями кожного покрова нуждаются в стационарном лечении, поэтому необходимо сразу вызвать скорую помощь.



МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

+ Взрослые должны постоянно помнить о возможности ожоговой травмы у детей. Родители обязаны обучать детей мерам предосторожности. Необходимо правильно организовать досуг детей любого возраста и создать вокруг них безопасную обстановку.

+ Пища для кормления ребенка должна быть теплой. Нельзя ставить посуду с горячей жидкостью на край стола, кухонной плиты. Лучше не допускать детей на кухню во время приготовления пищи.

+ Не следует оставлять без надзора спички, зажигалки, легко воспламеняющиеся вещества. Нельзя разрешать детям бесконтрольно пользоваться газом. Определенную опасность представляют низко расположенные штепсельные розетки, в которые дети могут засунуть металлические предметы. Необходимо размещать их над полом на высоте не менее 1,5 м или закрывать их отверстия.

+ Не следует оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы.

+ Следует наглухо закрывать трансформаторные будки, силовые щиты, рубильники.

+ Нельзя оставлять маленьких детей одних возле ванны с горячей водой. Во время купания ребенка необходимо контролировать температуру льющейся из крана воды. При применении грелки температура воды в ней не должна превышать 40°С.



РЕАБИЛИТАЦИЯ

Ожоги I, II и III А степени не оставляют последствий в виде шрамов и контрактур. Ожоги III Б и IV степени, даже если они были прооперированы и на раны накладывалась аутокожа (лоскуты собственной кожи больного), оставляют изменения в виде рубцов, иногда резко гипертрофированных или келлоидных.

Это значит, что на коже, где был ожог, появляются выросты и углубления, втягивания кожи или, наоборот, разросшиеся узелки розового или красного цвета, нередко плотные на ощупь. Это происходит потому, что ростковый слой кожи поврежден, и организм ребенка, компенсируя дефект, начинает продуцировать замену в виде коллагеновой ткани, которая вырастает быстро и укладывается беспорядочно в виде узелков и уплотнений, иногда вовлекая в процесс окружающие ткани, тем самым образуя стягивания и углубления.

Видимый рост рубцов начинается не сразу после ожога, и, к сожалению, не очень заметен после операции. Но через 3-4 недели (иногда после выписки из больницы) родители начинают замечать, что кожа ребенка над местом ожога становится припухшей, красной и бугристой. Рост ткани становится гипертрофическим, рубцы выглядят воспаленными, иногда болезненными при ощупывании.

Нередко в области особенно тонкой рубцовой ткани появляются пузыри, наполненные красноватым и светлым содержимым. Это послеожоговые флегтемы, которые лопаются, в результате чего появляется раневая поверхность. Иногда кожа рубца шелушится, трескается, зудит. Созревание рубцов продолжается в течение 1-3 лет.

Если ожоги располагался над суставами, которые часто находятся в естественном согнутом состоянии (например, во время сна), то может возникнуть контрактура - невозможность полного разгибания сустава, и может развиться нарушение нормальной двигательной активности больного.

Деформации кожи на лице после ожоговой травмы приводят к возникновению трудностей с речью, приемом пищи. Пересадка кожного лоскута на область ожога способна ограничить этот неконтролируемый рост соединительной ткани, но, как правило, вокруг кожного лоскута и под ним все-таки идет процесс рубцевания. Чтобы предотвратить все эти нежелательные последствия ожоговой травмы, ребенок должен находиться под наблюдением врачей-реабилитологов и выполнять все рекомендации по восстановительной терапии. Как правило, при соблюдении пациентами рекомендаций в полном объеме можно обойтись без повторных пластических операций или же свести необходимое хирургическое вмешательство к минимуму.

Для предотвращения появления резко гипертрофированных или келлоидных рубцов применяется компрессионная одежда. Раннее ее назначение, длительное ношение не только предотвращает рост рубцов, но и ускоряет процесс их созревания, а также уменьшает зуд кожи и улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Родителям важно понять, что в настоящее время не существует полного излечения от шрамов, т.е. на месте ожога III Б и IV степени кожа уже никогда не будет такой, как прежде, но согласованными действиями родителей, врачей и медсестер можно улучшить вид рубца, избежать повторных пластических операций.

Очень важным этапом является выполнение лечебной гимнастики не только в период нахождения в стационаре, но и после выписки домой, в течение всего времени роста рубцов. Специальная гимнастика, назначенная врачом-реабилитологом, позволит растянуть рубцы (особенно находящиеся в области суставов) ровно настолько, насколько это необходимо для нормального движения. Гимнастика также помогает снижению уплотнений в рубце, способствует его размягчению и обратному развитию. Но никогда не делайте упражнение насильно - это принесет ребенку только боль и страх перед любыми движениями. Пусть он привыкнет к тому, что вы прикасаетесь к нему мягко, с любовью. Любые упражнения, даже самые тяжелые, ребенок легко может выполнить, если вы будете делать их в игровой форме.

Врач-реабилитолог назначит противорубцовую терапию и будет корректировать ее в течение всего времени, пока пострадавший ребенок наблюдается в консультативной поликлинике.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В вашей жизни произошел несчастный случай - ваш ребенок получил сильный ожог и сейчас находится в больнице. Семейная и повседневная жизнь нарушена. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.

Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все дет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, - он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.

Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других - спустя некоторое время.

Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Некоторые дети не могут сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной помощи в элементарных ситуациях, которые прежде не составляли для них никакого труда. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.

Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.

После ожога некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек (все погибло во время пожара);
  • беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • многократно задавать один и тот же вопрос: "Это случится опять?";
  • беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;
  • бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;
  • беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;
  • вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;
  • у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
  • дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;
  • могут легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;
  • пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.

Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.



КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ

+ Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.

+ Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его "отрицательные" ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.

Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:

Ребенок: "Не выключай свет, мне страшно"
Родитель: "Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?"
Ребенок: "Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается"
Родитель: "Что же с ним случилось, кто его так разозлил?"
Ребенок: "Я не знаю, мне страшно..."
Родитель: "Хочешь, возьми меня за руку... Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?" и т.д.

+ Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах - все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.

+ Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

+ Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

+ Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в "пожар", "автомобильную катастрофу", "несчастный случай" или "войну". Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.

+ Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.

+ Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глина, краски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.

Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.

Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.

От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает - штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно "развернуться", беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.

С помощью аппликации можно создавать различные композиции - как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).

В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному.

Источник Детская городская клиническая больница № 9 имени Г.Н. Сперанского
Мед. НОВОСТИ
  Прослушивание музыки помогает пациентам с нарушениями зрения
  Полноценный сон – ключ к здоровью иммунной системы
  Признаки синдрома Дауна обнаружены в стволовых клетках эмбриона
.
ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА
  Цветочная аптека
  Весной душа поет, а кожа страдает
  Витамин D облегчает дыхание
.

Будем очень признательны за рекомендации и замечания по поводу удобства и легкости предложенного интерфейса, а также за информацию о возможно допущенных нами ошибках. Ждем ваших писем по адресу
webmaster@e-apteka.ru
Copyright © 2000 - 2010 разработан и поддерживается ИПИ РАН и АТИК
Рейтинг@Mail.ru